Домашние занятия детей 2-5 лет
Многие мамы понимают, что период развития от двух до пяти лет - решающий для формирования памяти, внимания, мышления ребенка, поэтому стараются так или иначе "загрузить" мозг ребенка всевозможными знаниями. Однако не все могут спланировать занятия детей в соответствии с нормами развития и необходимыми навыками. Если вы хотите заниматься с ребенком дома, вне зависимости от выбора методики для гармоничного развития ребенка нужно придерживаться нескольких основных направлений.
Развитие речи. Не смотря на то, что множество детей в двухлетнем возрасте все еще не разговаривает или употребляет в речи только элементарные словоформы - то есть начальный или конечный слоги вместо слова, - в целом именно после двух лет у ребенка начинается речевой прорыв. Он гораздо больше понимает, способен составить фразу, декламирует короткие стихи, комментирует мультфильмы, задает вопросы. Для развития речи годится все - беседы на улице, рассказы о том, что вы видите, вопросы по содержанию картинки, пересказ сказки, чтение ребенку вслух. Чтение вообще в той или иной степени должно ежедневно присутствовать в домашних занятиях детей. Как можно больше рассматривайте картинки; если ребенок не способен вынести сидение на месте и рассматривания иллюстраций - ищите любую возможность, чтобы поговорить о сюжете картинки в книжном магазине, около газетного киоска и т.д. На прогулке называйте буквально каждую мелочь - как называются части дерева, какой породы дерево, из каких частей состоит коляска или автомобиль и т.д.
С детьми старше трех лет уже можно играть в разнообразные речевые игры. Например, называйте все предметы, обладающие одним признаком; сочиняйте рифмы к словам, признаки к словам-существительным; вспоминайте продолжение к любому отрывку из стихотворения или сказки; придумывайте истории о любом встретившемся на пути или попавшемся на глаза персонаже - Стальной Ложке, Полосатом Коте, Старом Телевизоре, Маленькой Пылинке и т.д.
Моторика. Двух-трехлетки чрезвычайно подвижны, поэтому в этом возрасте наиболее актуально предоставление детям телесной свободы. Прыгать, подлезать и перелезать, перепрыгивать, бегать, кувыркаться - всему этому ребенку необходимо научиться именно в этот период. Немаловажную роль в развитии крупной моторики играют игры с мячом. Мячом можно попадать в кегли, в корзину для белья, катать по прямой, метать в цель, бросать снизу вверх и из-за головы, кидать назад под коленями и играть в футбол. А вот после трех лет часть времени, которое отводится на подвижные игры и упражнения, можно потратить на развитие мелкой моторики. С этой целью полезно лепить из глины, пластилина и соленого теста, сортировать пуговицы или мозаику по цвету, форме и величине, перебирать фасоль и гречку и шить.
Имейте в виду, что такие популярные сегодня пальчиковые игры, которые, в первую очередь, направлены на развитие речевого центра, который находится рядом с двигательным, эффективны только после трех лет. До этого возраста речевой центр мозга развивается скорее под воздействием физической активности ребенка, развития его общих двигательных навыков, а не локальной работы пальцев. Поэтому и занятия детей должны в достаточном виде включать в себя подвижные игры, соревнования. Родителям 3-5 летних детей рекомендуется играть с детьми в пальчиковые игры не реже 2-3 раз в неделю. Хорошо для развития мелкой моторики и письмо, но ничего общего со школьными прописями оно не имеет. Рисование прямых линий, геометрических фигур, раскрашивание замкнутых контуров гораздо больше подходит к развитию мелкой моторики по возрастным критериям. Когда вы видите на прилавке магазина книжку прописей с надписью "с 3 лет" - не верьте производителям. Они желают лишь получить прибыль за счет "продвинутых" современных мам. Обведение по контуру, штриховка, повторение орнамента до 6 лет приводит к напряжению и переутомлению мелкой мускулатуры рук, что вдальнейшем может негативно сказаться как на навыке письма и почерке, так и на желании ребенка учиться.
Творчество. Рисование, лепка, аппликация, конструирование необходимо детям любого возраста. Вам будет гораздо легче организовать день ребенка, если каждое из этих занятий вы распределите по дням недели и определитесь с тематикой занятия. Например, по вторникам и четвергам вы с малышом лепите, по понедельникам и средам - вырезаете, по субботам раскрашивайте... Расписание занятий детей с конкретной тематикой можно составить на месяц вперед. Предположим, в понедельник можно вырезать и наклеить в альбом части зайца, во вторник - вылепить зайца из пластилина, в субботу нарисовать и раскрасить того же зайца, придумав или освоив технику рисования шерсти. На следующей неделе все то же повторить с трактором, грибом, избушкой и т.д. Эти же темы можно не дублировать всю неделю, а "раскидать" по месяцу - это зависит от того, насколько заинтересован в повторении одной и той же темы ребенок. На занятиях творчеством можно изучать цвета, развивать мелкую моторику - не забудьте про вырезание и наклеивание! - и параллельно получать элементарные математические представления.
Основы математических знаний. Сюда входят представление о форме и величине предметов, понятие количества, счет и изучение символов - цифр, знаков математических действий и т.д. Лучше всего, когда обучение происходит не в форме занятия, а во время обычной сюжетно-ролевой или предметной игры. Если каждый день повторять малышу, что крышка и колесо круглые, то вскоре он сам без труда будет находить круглые силуэты во всех окружающих предметах. Прежде чем приступить к изучению счета, начните с различения понятий "много-мало", "один". Не спешите закупаться счетным материалом в магазине: в каждом доме, да и на улице, наглядных пособий просто уйма. Камешки, хлопья обычной ваты, гигиенические палочки - кстати, в отличие от спичек, совершенно безопасные, - мягкие игрушки, кольца пирамидки, крышки из-под банок детского питания - все это годится для занятий математикой. С четырех лет можно выкладывать рядом игрушки и пуговицы или палочки - для сравнения "столько же", попозже можно будет обходиться пуговицами, камешками или палочками уже без предметов-подкрепителей и выдавать их за что угодно - яблоки, вертолеты, лошадей.
С этого же возраста можно изучать основы сложения и вычитания. Существует очень любимая мной игра "Колдуй, баба, колдуй дед", которая учит детей действиям сложения и вычитания в уме. Возьмите в одну руку некоторое количество пуговиц, камешков или монеток и попросите ребенка пересчитать их. Затем сожмите вместе обе ладони и, приговаривая "Колдуй, баба, колдуй, дед, колдуй, серенький медведь", незаметно переложите несколько предметов в другую руку. Окончив "колдовать", раскройте только одну ладонь, попросите ребенка посчитать количество предметов в этой ладони, вспомнить, сколько их было раньше, и угадать, сколько во второй руке. После ответа ребенка позвольте себе лишь загадочно улыбаться, давать неопределенные комментарии и раскрыть вторую ладонь - больше ничего! Кроме констатации факта, угадал или не угадал ребенок, вам ничего не нужно говорить - догадавшись о том, что количество скрытых предметов можно высчитать из сведений о том, сколько было вначале и о том, сколько осталось в одной руке, ребенок раз и навсегда научится действию вычитания! Точно так же играйте на сложение - сначала показав предметы в обоих ладонях, а затем соединив их вместе и попросив угадать, сколько теперь стало всего. Чтобы игра была честной, меняйтесь ролями, позволяя ребенку самому "колдовать" и спрашивать у вас отгадку. Чаще ошибайтесь сами - как никто другой, дети очень активно учатся благодаря оговоркам, ошибкам, опискам взрослых. Ну, и помните, что раньше четырех лет играть в эту игру нецелесообразно.
Эмоциональное развитие. Психологи, давно обнаружившие, что современные 5-7-летние дети отличаются от своих сверстников, которые жили лет пять назад, интеллектуальными способностями, но отстают в физическом, эмоциональном и нравственном развитии, активно бьют тревогу. К сожалению, к ним прислушиваются мало, в том числе и потому, что к психологу своего ребенка водят единицы родителей. Но если вы читаете эту статью - вам небезразлично гармоничное развитие вашего ребенка, поэтому не упустите из виду его эмоциональное развитие! Умение сопереживать, грамотно "читать" настроение другого человека, тактичность, отзывчивость и адекватность общения - все это строится на правильном эмоциональном развитии ребенка. Начиная с двухлетнего возраста, а то и раньше, малышей необходимо учить жалеть людей и животных, распознавать ваши чувства и контролировать собственные. Не упускайте возможности объяснить ребенку, что происходит с ним и с вами: "Ты обиделся", "Я на тебя рассердилась". После трех лет, напротив, задавайте ребенку вопросы о его состоянии: "Тебе страшно или больно?".
Покупайте в детских магазинах резиновые игрушки, изображающие животных и сказочных персонажей - такие, которые похожи на старые советские образцы. Эти игрушки с поразительной четкостью передают эмоции: от постановки бровей, направленности взгляда, ширины улыбки зависит эмоциональное состояние, которое может испытывать персонаж. Разыгрывая с помощью этих игрушек сценки, разговаривайте разными голосами, с разным выражением и побуждайте к этому ребенка. Говорите, что волк сердится, а колобок - хвастается, и разыгрывайте сценку из сказки "Колобок". Вообще, любая театрализация очень полезна для эмоционального развития - вне зависимости от того, смотрит ли ребенок спектакль или участвует в нем сам.
Нарисуйте на бумаге несколько рожиц - испуганную, веселую, усмехающуюся, злую, сердитую, сомневающуюся и т.д., вырежите их так, чтобы все рожицы были одинаковыми по размеру, и сочиняйте истории про то, как встретились, предположим, Злюка и Трусишка. Рожицы можно наклеить на силуэт бумажной куклы.
Организуя занятия детей дома, не забывайте и про такую жизненно важную вещь, как общение. Если ваш ребенок в силу возраста или по другим причинам не ходит в детский сад, вам необходимо организовать его общение со сверстниками во дворе, дома, в гостях - потому что начиная с двухлетнего возраста, многим детям уже нужен настоящий друг.
Автор: Наталья Жеребилова
http://www.netwoman.ru/doc/1242/